Неисправности гидросистемы

1) потеря работоспособности гидронасоса 29-623 вследствие внутренней негерметичности из-за износа втулок, шестерен и нарушения уплотнения привода на­соса. Такое состояние насоса определяется по умень­шению величины давления масла АМГ-10 в системе ниже допустимого при включении потребителей, а так­же по выбиванию масла из дренажа насоса.

Более эффективным методом контроля, позволяющим предвидеть отказ, является контроль в эксплуатации за изменением максимального рабочего давления в систе­ме при выпуске-уборке закрылков и тормозных щитков при работающем двигателе. Уменьшение максимально­го давления свидетельствует о возможном отказе гид­ронасоса.

Одной из причин преждевременного износа тру­щихся деталей насоса является загрязнение рабочей жидкости. С целью уменьшения загрязнения системы не рекомендуется вскрывать пробку маслобака при боль­шой запыленности воздуха, а при необходимости вы­полнения указанной операции (проверка уровня масла в гидробаке) необходимо предварительно очистить за­ливную горловину от пыли и грязи, а также принять меры предосторожности против попадания пыли, грязи в систему;

2) разрушение и внешняя негерметичность шлангов гидросистемы. Анализ причин разрушения шлангов по­казывает, что их разрушению способствует пульсация давления масла АМГ-10 в системе из-за неисправностей гидронасоса и отсутствия в системе демпфирующих устройств, а также работа шлангов при повышенных температурах. Разрушению шлангов, как правило, пред­шествует внешняя негерметичность, проявляющаяся в виде подтекания (течи) масла АМГ-10 в месте заделки рукава шланга в наконечник и по телу рукава;

3) разрушения трубопроводов по ниппельному со­единению вследствие чрезмерной затяжки накидных гаек и многократной переборки в процессе эксплуа­тации.

Особенность ниппельных соединений трубопроводов гидросистемы самолета Л-29 состоит в том, что герме­тичность соединения достигается за счет прижатия внутренней развальцованной части трубки к уплотни­тельной вставке. Так как развальцованная часть трубки представляет собой контур, а уплотнительная вставка — сферу, контактирование конуса со сферой осуществ­ляется по кольцевой линии. Малая площадь контакти­рования обеспечивает создание больших удельных дав­лений на внутреннюю часть развальцованной части труб­ки со стороны вставки, при затяжке накидной гайки соединения вставка легко внедряется в тело трубки (обычно выполненной из алюминиевого сплава) и тем самым легко достигается необходимое уплотнение сты­ка соединения. При его многократной переборке глу­бина внедрения вставки в тело трубки становится на­столько большой, что толщина трубки в этом месте уменьшается до недопустимой величины. Это, в свою очередь, приводит к снижению прочности трубки в месте ее контактирования со вставкой и от действия на трубо­провод вибрационных нагрузок к ее разрушению.

Выявить в процессе эксплуатации недопустимое уменьшение толщины стенки довольно сложно. В от­дельных случаях оно может быть определено опытными специалистами по ширине кольцевой канавки от встав­ки на внутренней поверхности трубки.

В целях предупреждения случаев разрушения трубо­проводов из-за уменьшения толщины стенки развальцо­ванной части трубопровода необходимо строго соблю­дать следующие требования:

затяжку накидных гаек соединений производить штатным инструментом без применения всевозможных удлинителей плеча применяемых ключей;

устранение негерметичности соединения производить только после проверки состояния его деталей. Устране­ние неисправности путем подтяжки накидной гайки (без предварительной разборки и осмотра деталей соедине­ний) не производить;

в межремонтный период производить замену трубо­проводов, соединения которых подверглись многократ­ной (более 25—30 раз) разборке-сборке;

при сборке соединений устанавливать только ранее стоявшие в них сферические уплотнительные вставки. Обезличка вставок не рекомендуется;

4) несинхронный выпуск закрылков. Несинхронный выпуск закрылков в основном происходит вследствие нарушения работоспособности (отказов) порционера ГА-57-1Б. Характерными причинами отказов являются:

заклинивание плунжера (в том числе и временное) из-за попадания под него посторонних частиц вследст­вие загрязнения рабочей жидкости;

уменьшение скорости протекания жидкости черев порционер из-за уменьшения производительности гидро­насоса, вызванного его неисправностями.

Неисправное состояние порционера определяется по увеличению максимального давления в гидросистеме (при выпуске закрылков) более 35 кгс/см2, а также по разнице в отклонениях левого и правого закрылков, которая не должна превышать 2° при выпуске в поло­жение «Взлет» и 10 — в положение «Посадка».

Следует особо отметить, что зачастую очень трудно добиться повторения на земле имевшего место в возду­хе несинхронного выпуска закрылков из-за «пропада­ния» неисправности при проверках. Поэтому при выяв­лении неисправности вначале не следует добиваться ее повторения при проверках, а первоначально проанали­зировать возможные причины неисправности и только — после этого переходить к проверкам непосредственно на самолете.

Во всех случаях при неисправностях порционера его необходимо заменить и произвести промывку гидроси­стемы и установленных в линии закрылков дросселей.

Второй характерной причиной несинхронного выпус­ка (уборки) закрылков является внешняя негерметич — ность трубопроводов на участке от гидроцилиндров за­крылков до порционера. Внешняя негерметичность тру­бопроводов на данном участке является очень опасной, так как приводит к изменению давления в трубопрово­дах в мо’мент выпуска-уборки закрылков, что, в свою очередь, приводит к «обратной реакции» порционера, который в этом случае способствует увеличению «нож­ниц» закрылков.

С целью своевременного выявления и предупрежде­ния этих и других дефектов гидросистема подвергается осмотрам и проверкам при всех видах подготовки са­молета к полету: предварительной, предполетной, под­

готовке к повторному полету, а также при выполнении регламентных работ.

При осмотрах системы проверяются: герметичность системы — нет ли течи из агрегатов и трубопроводов, из-под манжет силовых цилиндров и в местах соединений трубопроводов между собой и с аг­регатами;

состояние дренажа системы — нет ли засорения его трубок;

состояние и крепление агрегатов и трубопроводов; заправка гидросистемы маслом АМГ-10; зарядка азотом гидроаккумуляторов; чистота фильтров;

величина поддавливания в гидробачке.

Содержание осмотров и регламентных работ изло­жено в «Едином регламенте технической эксплуатации самолета Л-29», а также в инструкции по эксплуатации самолета.